О специальности
Специальность 5-04-0713-06 Техническая эксплуатация электронных устройств
Квалификация специалиста: техник
Форма обучения: дневная
ОБО
3 года 10 месяцев
Цель образовательной программы
В соответствии с ОКРБ 011 специальность 5-04-0713-06 «Техническая эксплуатация электронных устройств» (далее– специальность) относится к профилю образования «07. Инженерные, обрабатывающие и строительные отрасли», направлению образования «071. Инженерия и инженерное дело», группе специальностей «0713. Электроника и автоматизация».
Основной целью обучения является подготовка компетентных специалистов в области технической эксплуатации электронных устройств.
Основными видами профессиональной деятельности
специалиста со средним специальным образованием по специальности является в соответствии с ОКРБ 005 являются:
производство вычислительной, электронной и оптической аппаратуры;
производство электрооборудования;
деятельность в области телекоммуникаций;
компьютерное программирование, консультационные и другие сопутствующие услуги;
деятельность в области информационного обслуживания.
Объектами профессиональной деятельности специалиста являются:
электронные устройства и их конструктивные элементы;
технологические процессы производства, монтажа, наладки, технического обслуживания и ремонта электронных устройств;
конструкторская и технологическая документация по эксплуатации электронных устройств.
Профессиональные компетенции специалиста
Владеть культурой мышления, быть способным к восприятию, обобщению и анализу мировоззренческих и психолого-педагогических проблем в сфере межличностных отношений и профессиональной деятельности.
Владеть знаниями об истории становления и развития белорусской государственности. Анализировать основные категории, понятия и достижения, характеризующие уровень исторического развития правовой культуры.
Соблюдать права и обязанности гражданина, обращаться к актам законодательства в различных жизненных ситуациях, организовывать и участвовать в общественно значимой деятельности. Владеть принципами и методами деловых коммуникаций, анализировать конфликтные ситуации;
Владеть базовыми навыками коммуникации в устной и письменной формах на русском и белорусском языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия и профессиональных задач.
Соблюдать нормы здорового образа жизни, выполнять требования, предъявляемые к гражданину в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Соблюдать требования по охране труда, требования по обеспечению пожарной безопасности и требования в области охраны окружающей среды.
Использовать базовые программные решения и глобальную компьютерную сеть Интернет в профессиональных целях на основе оценки достоверности информации, применять цифровые технологии для создания и представления информации.
Участвовать в разработке и реализации бизнес-плана организации, находить возможности для профессионального развития. Анализировать наиболее общие философские проблемы бытия, познания, ценностей и смысла жизни как основы формирования культуры гражданина и будущего специалиста.
Применять нормативные правовые акты (далее – НПА), технические нормативные правовые акты (далее – ТНПА), регламентирующие профессиональную деятельность, и анализировать акты законодательства в соответствующих правоотношениях.
Владеть навыками деловых коммуникаций, соблюдать условия для формирования благоприятного морально-психологического климата в коллективе. Использовать языковые средства русского и белорусского языков в практической деятельности.
Использовать коммуникативные умения (восприятие и понимание речи на слух, говорение, чтение, письмо) на иностранном языке в сфере профессионального общения.
Соблюдать законодательство в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, меры безопасности в быту и повседневной трудовой деятельности. Соблюдать требования по охране труда, требования по обеспечению пожарной безопасности и требования в области охраны окружающей среды, проводить инструктаж по охране труда и обучение безопасным методам и приемам работы;
Использовать математические методы и алгоритмы для решения поставленной профессиональной задачи.
Выполнять построение чертежей и схем, различных пространственных фигур на плоскости.
Владеть принципами действия полупроводниковых и оптоэлектронных приборов, учитывать зависимость параметров и характеристик электронных приборов от режимов работы.
Осуществлять производство, монтаж, наладку, техническое обслуживание и ремонт электронных устройств в соответствии с требованиями ТНПА в области технического обслуживания и ремонта электронных устройств.
Анализировать физические законы, применять правила и методы расчета электрических цепей постоянного и переменного тока, анализировать электрические схемы с различными типами соединения элементов и в различных режимах работы.
Собирать электрические схемы при последовательном и параллельном соединении элементов, применять принципы построения схем цифровой схемотехники и разрабатывать простейшие электронные схемы;
Анализировать зависимость параметров и характеристик электронных устройств от режима работы и внешних воздействий, рассчитывать параметры элементов схем. Выбирать электроматериалы с учетом их конструкционных электрофизических характеристик для реализации различных элементов конструкции электронных устройств.
Применять НПА и ТНПА, регламентирующие область стандартизации, применять схемы подтверждения соответствия, используемые при обязательной сертификации определенных видов продукции, услуг.
Использовать электроизмерительные приборы и инструменты, выбирать методы измерений и измерительную аппаратуру, проводить электрические измерения, определять показатели точности измерений. Оценивать условия распространения радиоволн и факторы, определяющие практические характеристики излучения и приема сигналов.
Анализировать работу устройств цифровой техники, различать типовые структуры микропроцессоров, определять конфигурацию микропроцессорной системы.
Применять основные элементы языка программирования, основные методы алгоритмизации, способы и средства получения, хранения, обработки информации при решении профессиональных задач.
Измерять и рассчитывать параметры радиотехнических сигналов, выполнять простейшие расчеты радиотехнических цепей, используя методы гармонического анализа.
Подбирать конструкцию и элементную базу источников питания в зависимости от функционального назначения устройства. Анализировать принципы работы усилителей, радиопередающих устройств, радиоприемных устройств и использовать их для разработки схем электрических структурных и схем электрических принципиальных.
Анализировать параметры электронных устройств, регулировать и настраивать основные узлы.
Использовать принципы организации цифровых каналов, обеспечивающих передачу цифровых сигналов, при решении профессиональных задач.
Применять современные инструментальные среды для программирования микроконтроллеров выбранного типа.
Коммутировать блоки и устройства электронной аппаратуры, проверять режимы работы схем, осуществлять их наладку и ремонт.
Проводить поиск неисправностей в электронных устройствах, техническое обслуживание и ремонт электронных устройств, проверять параметры электронных устройств в процессе технической эксплуатации и ремонта.
Выполнять экономические расчеты показателей эффективности решений профессиональных задач, разбираться в основах предпринимательской деятельности.
Определять и классифицировать условия и факторы, создающие опасность нарушения информационной безопасности.
Использовать вычислительную технику и программное обеспечение в профессиональной деятельности.
Соблюдать законодательство о труде. Выполнять работу по одной или нескольким профессиям рабочего в соответствии с выпуском 2 ЕТКС, выпуском 21 ЕТКС, выпуском 66 ЕТКС.
План образовательного процесса
В ходе обучения будут изучены следующие модули государственного компонента:
№ п/п | Наименования модулей, учебных предметов, практики | всего | в том числе | |
---|---|---|---|---|
на лабораторные, практические занятия | на курсовое проектирование | |||
1. | Модуль «Коммуникативная культура» | 240 | 160 |
|
1.1. | История белорусской государственности | 54 | 12 |
|
1.2. | Основы права | 54 | 16 |
|
1.3. | Техники коммуникации и основы командообразования | 72 | 72 |
|
1.4. | Белорусский язык (профессиональная лексика) | 20 | 20 |
|
1.5. | Иностранный язык (профессиональная лексика) | 40 | 40 |
|
2. | Модуль «Безопасность жизнедеятельности» | 122 | 20 |
|
2.1. | Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций | 22 | 4 |
|
2.2. | Охрана труда | 60 | 14 |
|
2.3. | Охрана окружающей среды и энергосбережение | 40 | 2 |
|
3. | Модуль «Экономика и организация производства» | 100 | 28 |
|
3.1. | Основы экономики организации и предпринимательской деятельности | 100 | 28 | 16 |
4. | Модуль «Общетехнический» | 496 | 198 |
|
4.1. | Математика в профессиональной деятельности | 90 | 40 |
|
4.2. | Инженерная графика | 90 | 90 |
|
4.3. | Основы информационной безопасности | 36 | 8 |
|
4.4. | Стандартизация и сертификация | 50 | 10 |
|
4.5. | Теоретические основы электротехники | 150 | 30 | 20 |
4.6. | Материалы электронной техники | 80 | 20 |
|
5. | Модуль «Схемотехнический» | 494 | 214 |
|
5.1. | Основы электроники и микроэлектроники | 146 | 30 |
|
5.2. | Электрические измерения | 82 | 42 |
|
5.3. | Учебная практика «Электроизмерительная» | 108 | 108 |
|
5.4. | Радиотехника | 128 | 34 |
|
6. | Модуль «Электронные устройства и системы» | 428 | 100 |
|
6.1. | Электронные устройства и системы | 150 | 20 | 20 |
6.2. | Источники питания электронных устройств | 60 | 20 |
|
6.3. | Основы цифровой передачи данных | 98 | 20 |
|
6.4. | Цифровая и микропроцессорная техника | 120 | 40 |
|
7. | Модуль «Монтаж, наладка и эксплуатация электронных устройств» | 768 | 612 |
|
7.1. | Электрические и электронные компоненты устройств и систем | 100 | 30 |
|
7.2. | Монтаж, наладка и эксплуатация электронных устройств | 146 | 60 | 20 |
7.3. | Учебная практика «Электрорадиомонтажная» | 72 | 72 |
|
7.4. | Учебная практика «Для получения квалификации рабочего» | 450 | 450 |
|
8. | Модуль «Информационные технологии и программирование» | 492 | 360 |
|
8.1. | Основы алгоритмизации и программирования | 130 | 70 |
|
8.2. | Информационные технологии | 50 | 40 |
|
8.3. | Учебная практика «Компьютерная обработка информации» | 72 | 72 |
|
8.4. | Программирование микропроцессорных устройств | 132 | 70 |
|
8.5. | Учебная практика «Программирование микропроцессорных устройств» | 108 | 108 |
|
9. | Модуль «Производственная практика» | 432 | 432 |
|
9.1. | Технологическая | 288 | 288 |
|
9.2. | Преддипломная | 144 | 144 |
|
Образовательный процесс обеспечивает получение квалификации специалиста «техник» и одной из квалификаций рабочего «Монтажник радиоэлектронной аппаратуры и приборов», «Регулировщик радиоэлектронной аппаратуры и приборов», «Слесарь-сборщик радиоэлектронной аппаратуры и приборов».
Итоговая аттестация проводится в форме защиты дипломного проекта.