Техническая эксплуатация средств вычислительной техники

О специальности


Код специальности 5-04-0713-01
Вступительные испытания конкурс среднего балла документа об образовании
Квалификация специалиста техник-электроник
Форма получения образования дневная
Срок обучения ОБО: 3 года 10 месяцев

Цель образовательной программы


В соответствии с ОКРБ 011 специальность 5-04-0713-01 «Техническая эксплуатация средств вычислительной техники» относится к профилю образования «07. Инженерные, обрабатывающие и строительные отрасли», направлению образования «071. Инженерия и инженерное дело», группе специальностей «0713. Электроника и автоматизация».

Основной целью обучения является подготовка компетентных специалистов в области технической эксплуатации средств вычислительной техники.

Основными видами профессиональной деятельности специалиста со средним специальным образованием по специальности являются:

  • Производство электронных элементов и плат;
  • Производство компьютеров и периферийного оборудования;
  • Монтаж, установка промышленных машин и оборудования;
  • Компьютерное программирование, консультационные и другие сопутствующие услуги;
  • Деятельность в области информационного обслуживания;
  • Ремонт компьютеров и периферийного оборудования

Объектами профессиональной деятельности специалиста являются:

  • аппаратные и программные средства вычислительной техники;
  • электронные элементы, устройства и электронные системы на основе интегральных микросхем;
  • программное обеспечение;
  • диагностическое оборудование, контрольно-измерительная аппаратура, используемые при производстве и эксплуатации вычислительной техники;
  • процессы монтажа, наладки, регулировки, испытаний, технической эксплуатации и ремонта средств вычислительной техники.

Профессиональные компетенции специалиста


  1. Анализировать наиболее общие философские проблемы бытия, познания, ценностей и смысла жизни как основы формирования культуры гражданина и будущего специалиста;
  2. Применять нормативные правовые акты (далее – НПА), технические нормативные правовые акты (далее – ТНПА), регламентирующие профессиональную деятельность, и анализировать акты законодательства в соответствующих правоотношениях;
  3. Владеть навыками деловых коммуникаций, соблюдать условия для формирования благоприятного морально-психологического климата в коллективе;
  4. Использовать языковые средства русского и белорусского языков в практической деятельности;
  5. Использовать коммуникативные умения (восприятие и понимание речи на слух, говорение, чтение, письмо) на иностранном языке в сфере профессионального общения;
  6. Соблюдать законодательство в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, меры безопасности в быту и повседневной трудовой деятельности;
  7. Соблюдать требования по охране труда, требования по обеспечению пожарной безопасности и требования в области охраны окружающей среды;
  8. Участвовать в проведении энергосберегающих мероприятий, мероприятий по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов; выполнять требования законодательства об энергосбережении;
  9. Характеризовать предпринимательскую деятельность, основные этапы организации предпринимательской деятельности, рассчитывать экономические показатели эффективности использования предложенных решений профессиональных задач;
  10. Использовать математические методы и алгоритмы для решения профессиональных задач;
  11. Выполнять построение чертежей и схем, различных пространственных фигур на плоскости, читать и оформлять конструкторскую и технологическую документацию;
  12. Определять и классифицировать условия и факторы, создающие опасность нарушения информационной безопасности, соблюдать требования информационной безопасности (ТР ТС 027);
  13. Использовать НПА и ТНПА в области стандартизации, схемы подтверждения соответствия, применяемые при обязательной сертификации определенных видов продукции, услуг, персонала;
  14. Анализировать физические законы, применять правила и методы расчета электрических цепей постоянного и переменного тока, анализировать электрические схемы с различными типами соединения элементов и в различных режимах работы;
  15. Собирать электрические схемы при последовательном и параллельном соединении элементов, выявлять и устранять простейшие неисправности в электрических цепях;
  16. Выбирать электроматериалы с учетом их конструкционных, электрофизических характеристик для реализации различных элементов конструкции электронных устройств;
  17. Владеть принципами действия полупроводниковых и оптоэлектронных приборов, учитывать зависимость параметров и характеристик электронных приборов от режимов работы;
  18. Составлять электрические схемы и рассчитывать параметры элементов средств вычислительной техники;
  19. Анализировать зависимость параметров и характеристик электронных устройств от режима работы и внешних воздействий, рассчитывать параметры элементов схем;
  20. Использовать различные методы синтеза и минимизации комбинационных схем, строить комбинационные схемы, выполняющие логические функции;
  21. Применять принципы построения схем цифровой схемотехники при разработке вычислительных устройств;
  22. Разрабатывать схемы цифровых устройств на основе интегральных схем разной степени интеграции;
  23. Использовать контрольно-измерительные приборы, инструменты, выбирать методы измерений и измерительную аппаратуру, проводить электрические измерения, определять показатели точности измерений;
  24. Анализировать работу микропроцессорных устройств и систем, различать типовые структуры микропроцессоров, определять конфигурацию микропроцессорных устройств;
  25. Выбирать элементную базу для реализации средств вычислительной техники, участвовать в разработке конструкции и технологии производства средств вычислительной техники;
  26. Выполнять технические расчеты при проектировании средств вычислительной техники, оформлять техническую документацию;
  27. Организовывать техническую эксплуатацию средств вычислительной техники, проводить ТО и ремонт средств вычислительной техники;
  28. Применять аппаратные и программные методы контроля при эксплуатации средств вычислительной техники;
  29. Применять основные методы алгоритмизации, способы и средства получения, хранения, обработки информации при решении профессиональных задач;
  30. Использовать вычислительную технику и программное обеспечение в профессиональной деятельности;
  31. Применять установленные правила и подходы в построении, конфигурировании и администрировании компьютерных сетей, организовывать взаимодействие сетевых комплексов с приложениями;
  32. Использовать средства и методы систем автоматизированного проектирования при разработке конструкторской документации средств вычислительной техники;
  33. Применять современные инструментальные среды разработки для программирования микроконтроллеров выбранного типа, организовывать связь микроконтроллера с программатором и персональным компьютером;
  34. Соблюдать законодательство о труде;
  35. Выполнять работу по одной или нескольким профессиям рабочего в соответствии с выпуском 1 ЕТКС, выпуском 20 ЕТКС, выпуском 21 ЕТКС.

Учебный план


Учебный план

№ п/п

Наименования модулей, учебных предметов, практики

всего

в том числе

на лабораторные,
практические занятия

на курсовое проектирование

1.

Модуль «Коммуникативная культура»

290

210

1.1.

История белорусской государственности

54

12

1.2.

Основы права

54

16

1.3.

Техники коммуникации и основы командообразования

72

72

1.4.

Белорусский язык (профессиональная лексика)

20

20

1.5.

Иностранный язык (профессиональная лексика)

90

90

2.

Модуль «Безопасность жизнедеятельности»

122

20

2.1.

Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

22

4

2.2.

Охрана труда

60

14

2.3.

Охрана окружающей среды и энергосбережение

40

2

3.

Модуль «Экономика и организация производства»

100

28

3.1.

Основы экономики организации и предпринимательской деятельности

100

28

16

4.

Модуль «Общетехнический»

480

202

4.1.

Математика в профессиональной деятельности

90

40

4.2.

Инженерная графика

90

90

4.3.

Основы информационной безопасности

36

8

4.4.

Стандартизация и сертификация

50

10

4.5.

Теоретические основы электротехники

134

34

20

4.6.

Материалы электронной техники

80

20

5.

Модуль «Схемотехнический»

514

218

5.1.

Основы электроники

146

30

5.2.

Основы логического проектирования

90

34

5.3.

Цифровая схемотехника

124

40

20

5.4.

Электрические измерения

82

42

5.5.

Учебная практика «Электроизмерительная»

72

72

6.

Модуль «Аппаратные средства вычислительной техники»

878

522

6.1.

Электрические и электронные компоненты устройств и систем

90

40

6.2.

Учебная практика «Электрорадиомонтажная»

72

72

6.3.

Микропроцессорные устройства и системы

118

34

6.4.

Основы конструирования и технологии производства средств вычислительной техники

152

50

20

6.5.

Техническая эксплуатация средств вычислительной техники

158

38

20

6.6.

Учебная практика «Для получения квалификации рабочего

288

288

7.

Модуль «Информационные технологии и программирование»

656

470

7.1.

Основы алгоритмизации и программирования

130

80

7.2.

Информационные технологии

50

40

7.3.

Учебная практика «Компьютерная обработка информации»

72

72

7.4.

Компьютерные сети

84

30

7.5.

Системы автоматизированного проектирования

70

50

7.6.

Программирование микропроцессорных устройств

142

90

7.7.

Учебная практика «Программирование микропроцессорных устройств»

108

108

8.

Модуль «Производственная практика»

432

432

8.1.

Технологическая

288

288

8.2.

Преддипломная

144

144

Образовательный процесс обеспечивает получение квалификации специалиста «Техник-электроник» и одной из квалификаций рабочего «Измеритель электрофизических параметров изделий электронной техники», «Контролер радиоэлектронной аппаратуры и приборов», «Монтажник радиоэлектронной аппаратуры и приборов», «Оператор электронно-вычислительных машин (персональных электронно-вычислительных машин)», «Наладчик аппаратного и программного обеспечения».

Итоговая аттестация проводится в форме защиты дипломного проекта.