Воспитательная и идеологическая работа | Минский радиотехнический колледж
Воспитательная и идеологическая работа

Введение


Воспитательная работа в филиале БГУИР МРК осуществляют высококвалифицированные специалисты, преподаватели, кураторы, имеющие большой стаж педагогической деятельности и опыт работы с молодежью.

Особое место в воспитании учащихся филиале БГУИР МРК отведено кураторам учебных групп. В МРК создан ряд нормативно-правовых документов для работы куратора: положение о кураторе, план работы Совета кураторов, журналы кураторов. Куратор назначается приказом директора из числа штатных преподавателей на весь период обучения учащихся.

Заместителем директора по воспитательной работе с молодежью организуются и проводятся два раза в семестр методические объединения кураторов. В ходе их работы оказывается методическая помощь кураторам по формированию актива учащихся учебных групп, развитию различных форм самоуправления, координации их работы, оказывается содействие организации самопознания, самовоспитания и творческого саморазвития учащегося на основе психолого-педагогической диагностики, которую кураторы проводят совместно с социально-педагогической и психологической службой колледжа.

Куратор несет ответственность за состояние морально-психологического климата в группе учащихся и индивидуально-профилактическую работу. Кураторами учебных групп проводится работа по выявлению учащихся, находящихся в неблагоприятных жизненных обстоятельствах (малообеспеченных, из неполных семей, имеющих проблемы со здоровьем и переживающих стрессовые ситуации).

Кураторы учебных групп ежегодно составляют планы и отчеты по воспитательной работе. В них отражены все направления воспитательной работы в соответствии с Концепцией непрерывного воспитания учащейся молодежи филиала БГУИР МРК. Журнал куратора учебных группы является основным отчетным документом, отражающим организационную, методическую, аналитическую работу по всем видам деятельности с учащимися в курируемой группе. Существует практика проведения «родительских дней», когда родители обучающихся получают полную информацию об учебной и внеучебной деятельности своих детей.

С целью изучения педагогического опыта проводятся открытые кураторские часы, анализируется ведение планирующей и отчетной документации, ежегодно проводится конкурс педагогического мастерства «Педагог года». Цель конкурса: активизация и совершенствование, в том числе, воспитательной работы преподавателей колледжа, обмен опытом, выявление и внедрение в практику инновационных подходов в воспитательной работе с обучающеейся молодежью.

Планирование идеологической и воспитательной работы


Основным механизмом организации идеологической и воспитательной работы в филиале БГУИР МРК является ее планирование, которое осуществляется в соответствии с основными положениями идеологии белорусского государства, принципами государственной политики в сфере образования, Кодексом Республики Беларуси об образовании, Концепцией непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь, Законами Республики Беларусь «О правах ребенка», «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений в Республике Беларусь». Большое внимание в колледже уделяется идеологической работе с преподавательским составом и другими категориями сотрудников, обеспечивающей новое качество, системность и содержание работы.

Технологии, используемые в воспитательной работе


В филиале БГУИР МРК ежегодно создается информационно-пропагандистская группа из числа управленческого состава, преподавателей социально-гуманитарных дисциплин, кураторов учебных групп.

Единые дни информирования проводятся каждый третий четверг месяца по тематике, утвержденной в Мингорисполкоме, кроме того, предусмотрено еженедельное информирование учащихся.

Создана социально-педагогическая и психологическая служба, направленная на оказание помощи учащимся в преодолении личностных проблем, тренинги общения, личностного роста. Организована психологическая гостиная, деятельность которой направлена на формирование психологической культуры учащихся, распространение психологических знаний, формирование, развитие практических навыков профилактики правонарушений и решения психологических проблем, расширение представлений о возможностях практической психологии и практических психологов, изучение причин возникновения проблем у учащихся, проведение психологических исследований, консилиумов, консультаций.

Обучение учащихся филиала БГУИР МРК с использованием новейших компьютерных технологий реализуется, прежде всего, цикловой комиссией ПОИТ. Компьютерные телекоммуникации, информационные ресурсы и услуги Интернет, мультимедийные комплексы способствуют вовлечению учащихся филиала БГУИР МРК в активный познавательный и воспитательный процесс, обеспечивает свободный доступ к необходимой информации (в основном посредством выделенных линий Интернет) с целью формирования собственного аргументированного мнения по той или иной проблеме, возможности ее всестороннего исследования, что позволяет шире использовать возможности новых информационных технологий в организации воспитательного процесса.

Дополнительные возможности информационных технологий в воспитательном процессе открываются при использовании мультимедиа-технологий в мероприятиях по воспитательной работе. Ежегодно проводится мониторинг (определения уровня качества и эффективности идеологической и воспитательной работы), который позволяет изучить процесс и видеть результат воспитательной работы, получить оперативную и сравнительную информацию для принятия управленческих решений и дает возможность скорректировать направления усилий педагогического коллектива на ближайшую перспективу.

Проводит мониторинг СППС филиала БГУИР МРК, которая осуществляет анкетирование и анализ полученных результатов, а так же привлекает органы самоуправления к организации процесса анкетирования и подсчета результатов. Объектом исследования является выборка учащихся филиала БГУИР МРК разных курсов дневных отделений. При анализе результатов учитывается гендерный аспект, прослеживается возрастная динамика, профессиональные отличия и педагогическая преемственность. Мониторингом охватывается около 70% учащихся.

Развитие самоуправления обучающихся


Результат деятельности самоуправления обучающихся напрямую зависит от степени педагогической поддержки и сопровождения его администрацией филиала БГУИР МРК, заведующими отделениями, преподавателями. Основные направления деятельности органов самоуправления колледжа: участие в совершенствовании образовательного процесса; развитие правовой культуры; становление гражданской позиции; создание условий для улучшения материального и бытового положения обучающихся, проживающих в общежитии, социальной защиты; организация содержательного досуга и физкультурно-оздоровительной работы, волонтерского и благотворительного движения; проведение культурно-массовых мероприятий.

Одним из приоритетных направлений развития самоуправления в филиале БГУИР МРК являются инновационные технологии выездных семинаров «Лидер сегодня – лидер завтра» по принципу «Равный обучает равного» для обучающихся нового набора.

По инициативе самоуправления филиала БГУИР МРК, волонтерского отряда «Шаг навстречу» организуются благотворительные акции для воспитанников учреждений дошкольного образования Советского района г. Минска. Традиционными стали спортивные праздники, концерты и танцевальные вечера, акции по сбору вещей для воспитанников детских домов и социально-педагогических приютов, в которых принимают участие не только обучающиеся, но и преподаватели, сотрудники филиала БГУИР МРК. Организуются совместные мероприятия с общественным объединением «Белорусский детский хоспис» по посещению детей – инвалидов.

Воспитание гражданской культуры личности обучающихся


Гражданская культура, согласно Концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь, проявляется в таких интегративных качествах личности, как гражданственность и патриотизм. Гражданственность характеризует взаимоотношения личности с обществом и государством; позволяет ощущать себя юридически, социально, нравственно и политически грамотным и дееспособным. Гражданственность тесно взаимосвязана с патриотизмом, который выражается в любви Родине, уважении к ее историческому прошлому, ответственному отношению к настоящему и будущему, готовности защищать интересы своего Отечества.

Содержание воспитательной работы по формированию и развитию гражданственности, патриотизма учащихся филиала БГУИР МРК ориентировано на усвоение общечеловеческих гуманистических ценностей, культурных и духовных традиций, идеологии белорусского государства, развитие умения сопрягать свои личные интересы с интересами других, государства и общества в целом, формирование готовности к исполнению гражданского долга, потребности в труде на благо общества. Данное направление реализуется через учебную и внеучебную деятельность филиала БГУИР МРК.

Технологии воспитания гражданственности и патриотизма в колледже:

  • Неразрывная связь воспитания и обучения, что проявляется в структурировании содержания учебных дисциплин с позиции формирования гражданской культуры и гражданских компетенций;

  • Приобщение учащихся филиала БГУИР МРК к системе государственных ценностей общества;

  • Формирование чувства гордости за свою страну и готовности к выполнению социальной роли гражданина Республики Беларусь;

  • Развитие у учащихся интереса к политической жизни общества, потребности в овладении политическими знаниями, навыками и умениями общественного деятеля; включение личности в доступную общественно-гражданскую деятельность, в процессе которой происходит формирование чувства патриотизма;

  • Изучение Конституции Республики Беларусь, создающей условия для демократии и гражданского согласия, свободного и достойного развития личности;

  • Воспитание уважительного отношения к государственным символам, традициям колледжа (флагу, гимну Республики Беларусь); органам государственной власти страны.

По результатам мониторинга эффективности идеологического сопровождения воспитательной работы в филиале БГУИР МРК большинство учащихся (около 92%) испытывают чувство любви к Родине, своему народу, уважение к его истории и культуре, гордятся достижениями нашей страны и желают видеть Беларусь процветающим государством. Не менее 80% учащихся знают основные положения Конституции Республики Беларусь, основы идеологии белорусского государства, с уважением относится к традициям колледжа. Более 50% учащихся считают, что в нашей стране созданы необходимые условия для профессионально-личностного развития и самореализации. Анализ приводит к выводам, что у учащихся филиала БГУИР МРК сформированы качества гражданина и патриота; они интересуются жизнью республики, склонны проявлять активную гражданскую позицию и реализовывать свои гражданские права, в частности, право участвовать в выборах.

Профилактика правонарушений обучающихся


Профилактика правонарушений ведется в соответствии с планом Комиссии по профилактике правонарушений среди обучающихся, по которому ежемесячно обсуждаются теоретические вопросы («О состоянии воспитательно-профилактической работы по проблемам табакокурения», «Социально-психологическая диагностика, помощь учащимся нового набора в адаптации к условиям обучения», «Об организации профилактической работы совета общежития и результатов рейдов-проверок по вопросам соблюдения правил внутреннего распорядка» и др.), а также рассматриваются факты правонарушений.

Проводятся совместные заседания Совета профилактики правонарушений среди учащихся филиала БГУИР МРК и Совета общежития.

Обеспечено взаимодействие с ИДН, органами здравоохранения, милиции, отделами по работе с молодежью, подписан договор.

Регулярно анализируются вопросы успеваемости, посещаемости учебных занятий и выполнение учащимися правил внутреннего распорядка. Взяты под особый контроль вопросы организации учебы и досуга учащихся, проживающих в общежитии.

Создана картотека и ведется постоянная работа с учащимися, склонными к девиантному поведению. Эти учащиеся взяты под особый контроль.

Пропаганда культуры здорового образа жизни


В рамках реализации государственных программ по профилактике асоциальных явлений в молодежной среде и с целью формирования здорового образа жизни в филиале БГУИР МРК разрабатываются Комплексная программа по профилактике противоправного поведения и вредных привычек среди учащихся. Целью комплексной программы является представление всех возможностей колледжа для формирования психически здорового, физически развитого, социально адаптированного человека. Эффективное использование здоровьесберегающих инновационных технологий, совершенствование системы физического воспитания на основе реализации индивидуального подхода к учащимся.

Традиционными акциями и профилактическими мероприятиями стали: профилактическая акция по борьбе с алкоголизмом «Алкоголь и здоровье – несовместимы»; профилактические акции ко Всемирному дню некурения, в рамках Всемирного дня без табака – «Дыши свободно!», «Брось курить и выиграй!», «Вместе против рака – вместе в борьбе за жизнь», «Курение и спорт несовместимы», «Жизнь без табака», «Преодолей себя» и др.; профилактические акции ко Всемирному дню борьбы со СПИДом: «Молодёжь говорит СПИДу – НЕТ!», «Спортсмены против СПИДа» и др.; обучающий семинар по подготовке тренеров мультипликаторов для работы по принципу «Равный обучает равного»; профилактические акции в рамках Международного дня борьбы с наркотиками: «Не погаси жизнь!», «Мы – против наркотиков», «Молодежь – за будущее без наркотиков!»; профилактические акции «Останови туберкулёз – дыши свободно!»; профилактические акции «Здоровое сердце!», «Твое здоровье – здоровье нации», «Беларусь за здоровый образ жизни», «Молодое поколение – за здоровый образ жизни», «Питайтесь правильно!» и др.; акция «Не оставим без внимания каждую мать, каждого ребёнка!», посвящённая Республиканскому Дню матери, Неделе Матери; ежегодный «Осенний» и «Весенний» легкоатлетический кросс среди групп младших курсов; кураторские часы по темам: «Наркомания. Следствие и последствия», «Вся правда о курении», «Вредные привычки и борьба с ними», «Пиво и здоровье человека», «Остановить СПИД. Выполнить обещание» и др.; встречи с узкими специалистами поликлиник г.Минска. Реализация профилактического проекта «Мой стиль жизни сегодня – твое здоровье и успех завтра».

В филиале БГУИР МРК работают следующие объединения по интересам (спортивные секции): «Силовая гимнастика», «Армрестлинг», «Стрелковая подготовка», «Призывник, допризывник».

Работа с одаренной молодежью


Создан и пополняется банк данных одаренной молодежи филиала БГУИР МРК. Ежегодно проводятся предметные олимпиады, обучающиеся филиала БГУИР МРК также принимают участие в городских, районных и республиканских олимпиадах. Победители этих олимпиад выступают на международных соревнованиях и олимпиадах.

С целью формирования у учащихся эстетического вкуса, развития навыков содержательного досуга, приобщения к художественному творчеству проводятся конкурсы художественной самодеятельности «Дерзай, первокурсник», «Мисс и Мистер МРК»; фестиваль команд КВН под девизом «Кубок юмора».

Учащиеся принимают участие в ежегодном городском патриотическом фестивале эстрадного искусства в номинации – «Эстрадная песня».

Работа молодежных организаций


Кабинетом воспитательной работы с молодежью во взаимодействии с органами самоуправления созданы оптимальные условия для реализации общественно-полезных инициатив обучающихся. В творческом партнерстве выступает профсоюзная организация филиала БГУИР МРК, целью которой является защита социально-экономических и правовых интересов учащихся. Профсоюзной организацией учащихся проводятся массовые мероприятия, такие как: экскурсионные поездки по Беларуси, культурные программы, социальные проекты.

ПО ОО «БРСМ» реализует свои уставные задачи через систему мероприятий, направленных на формирование активной жизненной позиции гражданственности и патриотизма. Общая вовлеченность молодежи в ПО «БРСМ» составляет около 35 % от общего количества обучающихся колледжа.

Механизмом включения обучающихся в деятельность общественных организаций и самоуправления является проектная деятельность:

  • творческие проекты: «День знаний», «Дерзай, первокурсник»;

  • развивающие проекты: «Школа лидерства»; «Тимбилдинг – новые имена»; «МРК ТВ»;

  • образовательные проекты: «Лаборатория идей»;

  • социальные проекты: «МРК – детям», «Будущее построим вместе»;

  • проект по пропаганде здорового образа жизни: «Мой стиль жизни сегодня – мое здоровье и успех завтра!»;

  • волонтерские проекты: «Шаг навстречу».